На главнуюКарта сайтаНаписать письмо
Форум по изучению литературы, русского и других языков
Сайт – энциклопедия по литературе и русскому языку, библиотека полезных материалов и статей по филологии
Скорочтение: быстрое обучение
Научиться Скорочтению всего за 1 месяц! Результат до 1000 слов в минуту!
Фотоконкурсы с призами
Международный конкурс фотографий ФотоПризер.ру с призами!
Текстология.руТекстология.ру Форум ФорумЛитературный клубЛитературный клубОшибка в датировке стихотворения Анны Ахматовой?

Тема форума: Ошибка в датировке стихотворения Анны Ахматовой?

Здравствуйте, Гость! Форум Регистрация Восстановить пароль Правила форума
Ошибка в датировке стихотворения Анны Ахматовой? Написать ответ
Сообщений: 2
Регистрация:
25.05.2014
2014-05-25 15:29:10

Здравствуйте! Прошу прощения за щекотливость моего вопроса, но хотелось бы всё же узнать квалифицированное мнение специалистов.
На многих сайтах следующее стихотворение Анны Ахматовой датируется 1914 годом:

"Земная слава как дым,
Не этого я просила.
Любовникам всем моим
Я счастие приносила.

Один и сейчас живой,
В свою подругу влюбленный,
И бронзовым стал другой
На площади оснеженной".

Например, здесь: Анна Ахматова. Сочинения в двух томах.
Москва, "Цитадель" - Русская поэзия www.rupoem.ru

Я понял бы это, если бы стихотворение было написано, скажем, в 1964 году, но 1914?
Допустим, что к 25 годам, через четыре года после замужества, у Анны Андреевны было уже несколько любовников, но кто из них уже успел к тому времени стать бронзовым памятником, да ещё не где-нибудь во Франции, а "на площади оснеженной"? Я всегда думал, что речь идёт о Маяковском, но в 1914 году Маяковскому до памятника было ещё ох, как далеко
Ошибка в датировке стихотворения?
Моя гипотеза состоит в том, что когда стихотворение переопубликовали в советское время, возможно, к столетию со дня рождения Ахматовой в 1989 году, то просто постеснялись выставить ему реальную датировку советского времени и намеренно или ошибочно отнесли его к 1914 году.
Высказывали ещё мнение, что это стихотворение из сборника "Чётки" 1914. Посмотрел я эти сборники. В оглавлениях нет этого стиха.
Когда, я обсуждал этот вопрос на Ответах http://otvet.mail.ru/question/167339307 , то люди высказали следующие суждения:

- Быть может, скульптор Модильяни здесь имеется в виду? В 1914 году он уже был знаком с Ахматовой.

- Почему нужно обязательно приводить к общему знаменателю автора и лирическую героиню? Это же не документ, а лирическое стихотворение.

- Не надо считать стихотворение обязательно автобиографическим. Вполне возможно, что она представляет себя подругой какого-то знаменитого человека, которому поставлен памятник, и пишет от ее имени. У Ахматовой много таких стихов, написанных от первого лица, где она говорит явно не о себе.

- А какая Вам разница? Вы читаете стихи Ахматовой да и прочих поэтов для того, чтобы ознакомиться с деталями их интимной жизни? Я все же надеюсь, что Вас интересует исключительно их художественная сторона. Разбирайте и анализируйте свои собственные романы. В чужие не суйтесь.

- Не надо понимать слово "любовник" в современном смысле. У этого слова есть значение "возлюбленный". А "бронзовый любовник" - это Пушкин, любимый поэт Ахматовой.

- Суровая была женщина. На всех ближних наводила свою мортальную ауру особенно если учесть, что одним из ее предполагаемых любовников был сам блаженный Николка. [Автор, видимо имеет в виду императора Николая II ]

Последнее мнение меня особенно удивило, ведь даже в очерке Станислава Куняева о личной жизни Анны Ахматовой "Любовь, исполненная зла — V" такого предположения не было.

Я с пониманием отношусь ко всем вышеизложенным мнениям, но считаю, что они всё же не вносят ясности в суть вопроса, который меня давно мучает и это не просто досужее любопытство.

Не вдаваясь во все перипетии Серебряного Века, хотелось бы вернуться к конкретному вопросу: есть ли ошибка в датировке этого стихотворения, есть ли доказательства, что оно относится к 1914 году?



Сообщение изменено: 2014-05-25 15:38:08
Сообщений: 132
Регистрация:
16.07.2010
2014-05-26 22:24:08

Вопрос очень интересен. Попытаюсь поискать информацию и поспрашивать у знакомых филологов - возможно, что-то смогу найти. Но, как Вы сами заметили, все приведенные мнения имеют место быть, в том числе и возможность обычной опечатки ))



Сообщений: 2
Регистрация:
25.05.2014
2014-05-30 15:41:13

Татьяна, буду благодарен, если наведёте справки. Опечатка? Не знаю...
Сейчас ещё выяснил: оказывается впервые это стихотворение, по существующем данным, было опубликовано в Сборнике стихов Ахматовой "Подорожник", 1921 год и датировано там зимой 1914 года. Например, тут: http://slova.org.ru/ahmatova/div6/

Но что всё таки это за любовник, который стал в 1914 году бронзовым памятником на площади? :)
В версию, что речь идёт о Пушкине не верится и что это чисто поэтическая фантазия - тоже )



Для того, чтобы написать ответ, пожалуйста, авторизуйтесь или пройдите регистрацию


Всего зарегистрированных пользователей: 4171
Всего тем: 1111


2011 - 2017 © Forum.TextoLogia.ru - языковой и литературный форум. Обсуждение вопросов лингвистики и литературоведения - форум по русскому языку и литературе.
Администрация не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах на сайте. Копирование, перепечатка и другое использование материалов сайта возможны только с письменного разрешения администрации.